– У людей, которые слышат, что церковь не православная, сразу появляется много вопросов. И первый: а не секта ли это? – Прежде всего, хочу сказать, что Моя Церковь* относится к одной из самых многочисленных конфессий в мире – протестантизму. Христианство делится на три могучие ветви: католицизм, православие и протестантизм. Так вот, по численности протестантская церковь вторая в мире после католицизма: в ней более 900 миллионов человек.
И она бурно развивается: стремительно растёт число верующих в Африке, Азии, в Латинской Америке, в России.
При этом мы придерживаемся одних и тех же доктрин, что католическая и православная церкви: признаём и Апостольский, и Никео-Цареградский Символы веры. Это то, во что мы верим, наши духовные стандарты: «Верую в Бога, Отца
Всемогущего, Творца неба и земли. И в
Иисуса Христа, Единственного Его Сына, Господа нашего, Который был зачат
Святым Духом, рождён
Девой Марией, страдал при
Понтии Пилате, был распят, умер и погребён,
сошёл в ад, в третий день воскрес из мёртвых, восшёл на небеса и восседает одесную Бога Отца Всемогущего, оттуда придёт судить живых и мёртвых. Верую в Святого Духа, Святую Вселенскую Церковь, общение святых, прощение грехов, воскресение тела, жизнь вечную. Аминь». Это Апостольский, древнейший Символ веры, основы учения, сформированные во времена апостолов и их учеников…
Различия между конфессиями заключается более всего во внешней, обрядовой стороне: мы считаем, что язык богослужения должен быть понятным верующим, у нас нет жесткой иерархии священнослужителей, пышного убранства и сложных ритуалов богослужения.
Для нас общение верующего с Иисусом не нуждается в посредниках, Он живой и говорит напрямую с каждым через Духа Святого. Все в церкви равны. А роль служителя – помочь человеку постичь Слово Божье, Его истины, изложенные в Библии.
Протестантские церкви, на мой взгляд, больше похожи на церкви ранних христиан с их братскими отношениями. Для нас большее значение имеет Сам Христос, Его Слово, чем традиции, обряды и «предания старцев», накопленные за века существования христианства…
Мы с открытым сердцем сотрудничаем и с католической, и с православной церквями – различия не мешают нам считать их прихожан такими же добрыми христианами, как и мы. Например, мы признаем водное крещение и допускаем к причастию тех, уверовал в других конфессиях. Но только это крещение должно быть осознанным...
– Моя Церковь* очень много помогает людям в социальном плане – бомжам, наркоманам, алкоголикам. Так целенаправленно и полно, что это выглядит необычно даже для протестантов… – В нашей церкви действительно много людей, которым мы помогли, принесли спасение не только в духовном, но и в буквальном, физическом плане. Они были никому не нужны, от них отказались родные и близкие, окружающие считали их «отбросами» общества.
Кто-то скажет: бомж, наркоман сам виноват в своих бедах. Но каждый человек ценен Богу, Он любит всех, и скорбит, когда видит, как люди гибнут… Спасаем бездомных, кормим голодных, опекаем сиротам. Служение «Преодоление разногласий» помогает найти взаимопонимание в семьях, детское и подростковое служения – уберечь от ошибок наших детей…
«Просите и дастся вам», – говорится в Писании. Люди, если обращаются к Богу за помощью искренне, от всего сердца, всегда получают её. И мы всей церковью молимся за них…
Но когда человек получает то, что просит, отношения с Богом не должны на этом заканчиваться. Иначе снова будет падение. Мы верим, что у каждого человека есть своё призвание, Божий план на его жизнь. И когда он выходит на этот уровень – служит своему призванию, то получает максимальное удовлетворение от жизни и становится счастливым.
Многие из служителей, в том числе и я, прошли реабилитацию и поняли очень важную вещь: служение Богу – это служение людям. Несчастным, озлобленным, потерявшим облик человеческий.
За Иисусом ходили толпы людей. Он был безгрешен и свят, и это сочеталось с глубоким уважением к людям: как будто Он видел не то, кто они есть, а то, кем они могут быть.
И люди действительно изменяются, в самом сердце своем. Таких примеров множество. В Малиновке, скажем, у нас дом милосердия, в котором живут женщины, чью жизнь полностью разрушил алкоголь – у них нет ни семьи, ни собственного дома. Но сегодня те, кто знал их когда-то, даже не узнают их на улице: «Ой, неужели это ты?!»
И это не только внешнее преображение, хотя и оно тоже. Эти люди теперь служат другим. Духовно: несут Евангелие жителям поселка, молятся за них, наставляют. И практически: помогают восстановить документы, пенсии, устраивают на работу, водят к врачам – вплоть до того, что помогают вставить зубы. Это огромная работа выполняется бесплатно.
Колоссальные происходят перемены в человеке, который раньше думал только о себе, а сейчас омывает ноги больным и немощным – не в переносном смысле. Осуществляется принцип, о котором говорит Иисус: «Блаженнее давать, нежели принимать». Потому и счастливы люди, помогающие другим. Они находят покой и мир в своей душе…
Людям обычно нравится получать. И те, кто не испытал этого блаженства, когда отдаёшь, не рассчитывая на вознаграждение, очень трудно понять мотивы наших волонтёров. Они думают: «Ага, заманивают! Что-то им от меня надо…»
Когда я пришёл на реабилитацию, думал: «Какой-то в этом подвох точно! Что-то заберут потом…» А прошло время, и понял: не то что хотят забрать, а наоборот, готовы дать. И это не вмещалось в мой разум: за что?! Кто я такой для них, чтобы так обо мне заботиться? И в голову не приходило, что есть люди, которые искренне, на самом деле следуют заповеди Христовой «Возлюби ближнего своего как самого себя».
– Вы пастор церкви «Малиновская»** в Малиновке, Тайжине, а теперь ещё и Моя Церковь* в Куйбышевском районе. Без надежной, сплоченной команды это невозможно… – Любому, даже самому мегакрутому служителю, нужна хорошая команда. И не такая, что «я начальник, а вы все подчиняйтесь». Мы участвуем в жизни друг друга, очень важно построить дружеские отношения – они больше всего приносят пользы. И, опять же, пастор – обычный человек, и ему нужны люди, которые не только помогают в служении, но и поддерживают его самого: «Как твои дела, пастор? Как ты сам?»
Нужны те, кто держат руки. Как Моисею, который стоял на холме с поднятыми руками, а внизу шло сражение. Когда он уставал и опускал руки, враги побеждали. И тогда его помощники Аарон и Ор стали держать его руки, и народ Божий победил…
Степан Столяров в Малиновке, Юстина Иванова и Олег Бирюля в Тайжине, Лидия Кречетова в реабилитации…
В каждой церкви есть несколько человек, составляющих основу. И вот сейчас мы формируем команду в Куйбышевском районе…
– Что для вас, как для пастора, самое легкое? И что самое трудное? – Мне вообще нравится служить людям. Иногда спрашивают: «Пастор, как ты вообще можешь? Постоянно с людьми, всё время звонишь: «Как дела?» Неужели не хочется отдохнуть от всего этого?»
А это моё естество. Мне легко проповедовать людям, заботиться о них, общаться с ними. Без этого я, наверное, уже не смогу. Всем людям нужно внимание – даже самым великим. И каждый человек – целый мир, в том числе комплекс проблем – житейских, духовных…
Мне нравится заниматься душепопечением. Это забота о «внутреннем человеке». Можно сказать, разрешение психологических проблем – только в библейском аспекте. Помогаем, например. разобраться с обидами, преодолеть непонимание, разочарование, найти выход из семейных конфликтов…
И многое зависит от уровня доверия – содержание таких бесед не разглашается ни при каких условиях. Очень важно при этом, когда человек чувствует, что он важен, нужен тебе. Он не пешка, не винтик в каком-то механизме… Это достигается через многолетнее общение: ты живёшь с человеком, служишь ему, участвуешь и в свадьбах, и в похоронах. Люди смотрят: настоящий ты или притворяешься, и они очень чувствуют фальшь…
Служить Богу – это не какая-то ноша, которая давит тебя. Поэтому даже не могу сказать, что есть что-то трудное в служении. Да, приходится решать проблемы, разрешать конфликты. Но сознание, что ты служишь Богу, приносит ощущение радости и благословения.
– Вас расстраивает, когда человек приходит к вам, получает помощь – и исчезает? – Был период, когда расстраивало: вкладываешь душу в человека, он получает всё, а потом это всё для него как будто обнуляется, и он вдруг припоминает какую-то мелкую обиду…
Сейчас смотрю на это спокойно, как апостол Павел говорит: «Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем».
Вот недавний случай: восстановили человеку документы, пенсионное удостоверение. А это ведь огромный труд – водили его по кабинетам, собирали справки. Вложились в него и материально, и духовно: «Всё, буду ходить в церковь!» Вышел, получил пенсию, напился – и снова потерял документы. Опять пришёл…
Думаешь: «Ну, как же так быстро?!» Столько сил потрачено впустую… Но всё равно Богу служим, и для Него этот человек ещё не потерянный…
– Вам не приходило в голову, что христиан в полном смысле этого слова меньше, чем тех, кто называет себя верующими? – Я считаю, что невозможно быть искренне верующим, если не родишься свыше. Когда фарисей Никодим, «один из начальников Иудейских», сказал Иисусу: «Таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог», Он ответил: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не сможет увидеть Царствия Божия». И пояснил: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух».
Человек может молиться, принять крещение, воздевать руки – но у него нет действительно измененного доброго сердца. И рано или поздно маска слетает – невозможно всё время быть актером…
Причины такого поведения разные. Кто-то лицемерит ради какой-то выгоды, кто-то не умеет быть искренним, кто-то стесняется, боится, что его тайный грех проявится... Им трудно служить людям – они идут вопреки своей природе.
Внутренняя, искренняя вера в то, что Иисус – и Спаситель мира, и мой личный Спаситель, преображает человека. Он не становится безгрешным, но меняется его отношение к греху. Грех ему становится противен, другим становится его взгляд на многие привычные вещи, поступки.
А ещё у человека, рожденного свыше, меняется отношение к людям. Апостол Иоанн Богослов говорит: «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей».
Если человек вроде бы приходит к Богу, а кого-то по-прежнему ненавидит, это и показывает, что истинного рождения свыше не произошло, и вера его бесплодна. И это будет очевидно всем.
– Христос сказал Своим ученикам: «Гнали Меня, будут гнать и вас». Вам пришлось это испытать? – Конечно! С самого начала, когда родственники узнали, что я верующий, начали отговаривать: «Ну, ты же прошёл реабилитацию, что теперь там в этой церкви делать?! Живи как нормальный человек…» А я-то уже «ненормальный», я родился свыше, меня Бог к служению призвал! Говорили: «Зачем ты этими бомжами занимаешься?! Пойди на нормальную работу устройся!»
У них в сознание не вмещалось, что есть люди, которые заботятся о таких вот потерянных. «Они сами свою жизнь разломали!» Ну да! Но Иисус пошёл на крест и для таких людей тоже… Ради всех нас. А грешники – все. Самые лучшие люди, самые «нормальные» тоже нуждаются в спасении, только часто не понимают этого. Они думают, что Спаситель им не нужен.
– В вашей жизни случались чудеса? – Постоянно! Очень яркое свидетельство чудес Божьих я получил в Пакистане на служении, когда мы молились за исцеление больных и видели, как начинали ходить хромые, а глухие – слышать. Я молился за женщину – у неё была вот такая шишка на шее. На моих глазах шишка исчезла…
Это такие яркие, сверхъестественные чудеса. Но и в повседневной жизни много чудесного. Молишься, допустим, о финансах, а через какое-то время к тебе подходит брат: оказывается, Господь проговорил ему помочь тебе… Но, конечно, молитва должна быть о самом необходимом, о том, что направлено на добрые дела. «Господи, вставь мне золотой зуб!» – это не пойдёт…
– Коротко: для чего вы открываете церковь в Куйбышевском районе, с какой целью? – Цель – чтобы как можно больше людей познакомились с Господом нашим Иисусом Христом. Он Спаситель для всех людей, просто люди закрываются от Него. А мы хотим, чтобы они обратились от суеты, от злых дел к Богу Живому и получили спасение.
Это фундамент нашего служения. Жизнь-то с Богом – хорошая, благословенная… И церковь – прообраз Царствия Божия на земле. То место, где человека не обидят, а встретят с любовью и помогут ему.
И, конечно же, мы хотим подружиться с жителями района, послужить им, чем можем – продуктами, спортивным служением, организацией праздников... Мы подражаем Иисусу: Он кормил людей – и мы кормим, Он молился за их исцеление – и мы молимся… Да иногда даже просто слова: «Бог любит тебя!» спасают человека от отчаяния…
Беседовал Иван ДемидовЦерковь «Малиновская»** – Религиозная группа Христиан Веры Евангельской «Малиновская». Золотые слова
«Предай Господу путь твой, и уповай на Него, и Он совершит, и выведет, как свет, правду твою, и справедливость твою, как полдень». Псалом 36:5–
6